Чучело Масленицы традиции зачем сжигают и как называется

Зачем делают чучело

Масленичная кукла — это символ перехода от зимы к весне. Она олицетворяет магическую трансформацию природы — умирание одного процесса(зимнего) и рождения нового(весеннего).

Чучело,которое жгут во время праздника Масленицы, — символ сил древней богини смерти и холода Мораны. Ее еще называют Мореной или Марой.

По легенде,Морана каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце,но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Символы Мораны — Черная Луна,груды разбитых черепов и серп,которым она подрезает Нити Жизни.

  Масленица в Барнауле. 2018. Масленица в Барнауле. 2018.

Евгения Родочинская

Видео

Чье чучело предавали огню

Откуда же пошла традиция делать чучело своими рука

Откуда же пошла традиция делать чучело своими руками, а затем сжигать его? Дело в том, что наши предки отождествляли зиму со смертью. У этого времени года было даже имя – Мара. Зима – это время тяжелых испытаний и для человека, и для зверя, и для растений. Все приходит в упадок, замерзает. И если в первые дни зимы Мара выступала в роли красивой белоснежной девушки, то к концу она превращалась в страшную старуху, несущую смерть и разрушение.

Именно поэтому люди так отчаянно хотели избавиться от злой колдуньи. Они мастерили огромную соломенную куклу, наряжали ее в старую одежду и отдавали на растерзание огня. А ярко пылающий костер выступал как символ победы света и тепла над холодом и смертью. Прах Масленицы рассеивали над полями, чтобы призвать оттепель. С приходом весны наступал новый отсчет времени. Природа, да и человек возрождался.

В древние времена славяне кидали в костер различные предметы, от которых хотели избавиться. В ход шла изношенная одежда, вышедшая из обихода утварь. Считалось, что выкидывая ненужные вещи, человек освобождался для принятия нового и хорошего.

Традиции масленичного чучела

На Руси куклу вывозили на окраину деревни или на площадь. Ее сопровождала целая процессия, участником которой был ряженый в медведя. Он изображал только проснувшегося Потапыча, пытающегося лапой схватить кого-то из веселящихся. Попасться ему считалось предзнаменованием большой удачи, ведь животное было образом древнеславянского бога Велеса.

Крестьяне кидали в масленичный огонь изношенную одежду и вещи, связанные с неприятными воспоминаниями. Таким образом люди гнали неприятности из жизни. Еще в пламя кидали записочки с невзгодами, веря, что все проблемы человека сгорят вместе с бумагой. Пепел от Мары развеивали по полям — считалось, что это поможет задобрить богов и они подарят плодородный год.

Попасть в лапы ряженого медведем считалось пр

Чучело для Масленицы своими руками

Сделать чучело для Масленицу очень просто.

Понадобится:

  1. Две крупные ветки: подлиннее — для основания и покороче — для перекладины, которая станет руками чучела. Ветки можно найти во дворе или заменить их рейками, штапиками, черенками от швабры.
  2. Чехол для тела чучела. Это может быть старая наволочка.
  3. Разноцветные большие лоскуты для сарафана чучела. (Цветная простынь, халат, ненужная одежда)
  4. Яркий платок или лоскут ткани для платка чучела.

Ветки на до соединить проволокой в виде креста. В угол наволочки набейте бумагу и насадите на верхушку креста. Крепко примотайте в области шеи чучела. Оставшееся место в наволочке набейте бумагой, веточками или ветошью — это будет тело чучела.

По принципу «пончо» сверху оденьте яркий лоскут ткани, подвяжите пояском. Позвольте детям проявить фантазию в одевании чучела. Привяжите разноцветные ленты на руки-перекладины. На голову чучела повяжите платок. Можете прикрепить косы, сделанные из пряжи.

А вот глаза рисовать не надо. Ведь глаза это зеркало души. Если есть глаза, то есть и душа. А мы сжигаем всего лишь символ.

Наевшись блинов, выходите во двор вместе с близкими и друзьями. Зовите соседей. Перед тем как сжигать чучело поиграйте в шумные игры. Участвовать могут и дети и взрослые.

Что и зачем сжигают на Масленицу вместе с чучелом

Наши предки для того, чтобы нарядить чучело зимы, собирали ненужную, старую и испорченную одежду у всех жителей населенного пункта. И сколько бы не набралось хлама, весь он оказывался надетым на соломенную куклу. А испорченные и ненужные в хозяйстве вещи, которые хорошо горят, люди попросту приносили и бросали в костер к чучелу, а затем присоединялись к народным гуляниям. Поэтому перечень того, что сжигают на Масленицу вместе с чучелом, практически ничем не ограничен, ведь по традиции, в огонь можно бросать любые ненужные и старые вещи.

В некоторых селах была традиция, помимо одного большого чучела зимы, делать много маленьких соломенных куколок. Эти куколки обматывали старыми тряпками и пачкали дегтем. Практически каждая семья приходила на площадь, где проводился обряд сожжения чучела зимы, со своей куклой, и хозяйка дома бросала ее в общий костер.

Сожжение вместе с чучелом зимы хлама – к благополучию

Смысл обряда сожжения хлама вместе с чучелом зимы прост. Он заключается в избавлении от всего ненужного, старого и испорченного и в ритуальном очищении. Как Жар-Птица возрождается из огня, так и изобилие и достаток в домах людей должны восстановиться с приходом весны. К слову, оставшимся после чучела пеплом люди удобряли поля, чтобы получить хороший урожай.

Мотивируем агрессию?

Лидия Сиделёва, психолог, главный редактор женского консервативного журнала «Матроны. РУ»:

Чем отличается человек от животного? Например, умением видеть смысл в том, что он делает. И делать то, в чём видит смысл. Во всяком случае, я на это очень надеюсь.

Тот смысл, который вкладывали в масленичные гулянья наши предки, практикующие язычество, сильно отличается о того, что в этом видят христиане или атеисты, физики, культурологи или фольклористы.

Первоначально Масленица была праздником перехода от зимы к весне, символом магической трансформации, умирания одного процесса и рождения нового. Чучела, надо сказать, сжигали весной (и «направляли» дух вверх, дабы он там «договорился» на тему плодородия), а пеплом удобряли землю. На день осеннего равноденствия чучело сплавляли по реке, в нижний мир. И все эти обряды составляли из себя единый годовой круг, неся не только магический смысл, но и мировоззренческий. Что-то вроде учебника биологии.

На важные с точки зрения аграрного хозяйства, связанные с активностью солнца, дни происходили некие инициации, позволяющие структурировать время и знания, которыми в том числе делились и с подрастающим поколением.

С появлением христианства такая необходимость отпала, потому что появилась иная символика, высшего уровня. Тем, кто видит смысл в жизни вечной, куда важнее иные символы трансформации, которые уже не вокруг солнца и луны вращаются, а вокруг Христа, не вокруг хлеба как пищи физической, сколько вокруг Хлеба сакрального: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).

Что же мы имеем сегодня в праздновании Масленицы? Мы вырываем из контекста некий символ и устраиваем из него некое непонятное действо, за которым вроде бы и смысла никакого нет. В аграрных ритуалах смысл хотя бы можно увидеть. Ребёнку когда-то рассказывали о земледелии, о временах года, о том, что и когда уместно делать. У современного ребёнка есть учебник по естествознанию, где ему подробно рассказывают о временах года, о том, почему зимой холодно, а летом жарко. На уроках ботаники его знакомят с тем, как устроены колоски, он разглядывает под микроскопом кожицу лука, видит жизнь клетки…

Казалось бы, нет смысла и в том, чтобы задабривать умерших предков, которые находятся под землёй и могут оттуда влиять на успехи в земледелии, да и Бог Евангелия не нуждается в том, чтобы Его задабривали или подкармливали, Он сам является Тем, Кто даёт любовь и силу, этого добра у Него и самого с избытком. Современная аграрная промышленность опирается опять же на научные знания. Сведения Гидрометцентра заранее оповещают о снегопадах и граде, можно подготовиться. Нет смысла снижать тревогу относительно судеб своих посевов, почва не станет плодороднее от ритуальных совокуплений или эротических танцев. Практика показала, что химическая промышленность с данной задачей справляется куда лучше.

Не только для ребёнка, но и для взрослого практика сжигания чучела Масленицы непонятна, она не имеет ни начала, ни конца. Для малыша, который уверен, что булки растут в ближайшем супермаркете, для ребёнка, который не сможет сказать, что общего у сладкого чая и сахарной свёклы, эти символы пусты. Более того, они ему не очень-то и нужны.

Можно, конечно, притянуть за уши проводы зимы. Но зачем зиму обязательно сжигать? Чему это может научить? Немотивированной агрессии? Сначала мы делаем нечто, а потом сжигаем и радуемся? Сначала строим, а потом ломаем? Сначала созидаем, а потом разрушаем, совершенно бессмысленно и беспощадно? Дети чувствительнее нас, и как они должны реагировать, когда им предлагаем радоваться разрушению и смерти?

Более мотивирующим действием, кажется, будут только слова: «Радуйся ещё, что ты не инвалид какой-нибудь». То есть радуйся чужому горю, дружочек, факт, что кому-то плохо, должен тебя веселить и придавать жизненных сил и энергии на то, чтобы стал хорошим взрослым и мама с папой тобой гордились и при возможности уели всех соседей, чьи дети не такие прекрасные и достойные.

Допустим, мы сжигаем чучело, потому что зима уже устарела. Но почему мы тогда не сжигали ёлочку, когда кончились соответствующие праздники? Почему мы не сжигаем мусор? (К слову сказать, предки наши вместе с масленицей сжигали что-нибудь ненужное, сломавшееся, вышедшее из строя).

Если мы хотим поговорить о символах перехода, то можно найти за этим более понятную для ребёнка метафору. Та же самая ёлочка. Мы её принесли в дом, мы её украсили, вокруг неё водим хоровод, поём песни, находим подарки. Но праздники заканчиваются, и на их место приходят будни, взрослые снова ходят на работу, а детишки — в школу или детский сад. Мы с ёлочки снимаем красивые украшения, да и сама она уже стала осыпаться, поэтому мы её убираем. Она выполнила свою функцию, принесла нам радость.

Ёлочка — это вещь, она добавляет красоты празднику, и ей не больно, когда она осыпается. А вот котёнку больно, потому мы его не выгоняем, когда он напакостил. На таких примерах гораздо лучше объяснять детям о праздниках и буднях, о работе и отдыхе, об ответственности и свободе, о привязанности и расставании.

Странно было бы, если бы мы начали ёлочку рубить на мелкие кусочки или сжигать, прыгая вокруг. Это непонятно, а непонятное пугает. Как пугает и бессмысленно агрессивное. Взрослые — это те, кто создают почву под ногами, а не лишают её.

Почему же мы так хватаемся именно за этот символ? Ведь нам совершенно не нужны те значения, которые в него  вкладывали наши предки.

Я вспоминаю одну историю. Моя подруга пришла устраивать в детский сад своего ребёнка, и заведующая всячески расхваливала их учреждение. Одним из плюсов она указала и тот факт, что детей знакомят с русской традицией, духовностью. «И в чём это выражается?», — настороженно спросила подруга. «Вот на Масленицу мы устраивали проводы зимы, пекли блины и сжигали чучело», — заявила заведующая детским садом. Других способов познакомить детей с традицией она не припомнила.

В самом деле, блины и чучело будут попроще, чем, например, посещение нуждающихся в тюрьмах и детских домах (или хотя бы групповое чтение прекрасной книги «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, где девочки поделились с голодающими своими любимыми рождественскими лакомствами).

Блины и чучело могут дать иллюзию связи с нашей историей, с традицией, которую на протяжении стольких лет выжигали калёным железом. Мы — нация, уставшая от сказки о новом мире, который придёт на смену старой, никчёмной, полной горя и притеснений действительности. Вот только одновременно продолжаем в эту сказку верить, постоянно пребывая в рутинном постоянстве, своеобразном дне сурка, из которого хочется выбраться хоть как-нибудь. Хоть чучело сжечь, и то разнообразие, и то отличие от обычных офисных или кухонных будней. С другой стороны, в нас жива тоска по старому, по традиционному и навеки ушедшему, но так и неоплаканному и не похороненному в муках скончавшемуся прошлому.

Но только при чём здесь Масленица?

Как изготовить чучело Масленицы

Делали масленичное чучело всей деревней. На деревя

Делали масленичное чучело всей деревней. На деревянный кол насаживали холщевый мешок, затем набивали его соломой. Из прутьев делали руки и ноги. На импровизированную голову повязывали платок. Куклу наряжали в старую, но нарядную одежду. К рукам и ногам привязывали разноцветные ленты. «Макияж» наносили углем или свеклой.

В древности на куклу старались надеть как можно больше старой, ненужной одежды. Так люди пытались принести в дом обновление и богатство.

Обычно куклу делали большой, выше человеческого роста. Так показывали превосходство бога Зимы над человеком. Да и огромное горящее чучело видно издалека, чего и добивались сельчане.

Как принято проводить масленичную неделю

Масленица делится Масленица Соснина Н. Н. Русский этнографический музей на узкую и широкую. Первая длится три дня и посвящена подготовке к празднику, а вторую полностью занимают застольями и гуляниями. Работать на широкую Масленицу было не принято. Для каждого дня есть Л. Н. Лазарева История и теория праздников определённые традиции и обряды. Некоторые из них несложно повторить и сейчас.

Теги

Adblock
detector